На вершине пирамиды, где стоит храм, куча всякого интересного.
Забор вокруг сада и храма, из пемзы :)
На северном и на южном краю стоит по Нандину: ездовому быку Шивы, как говорит предание.
Ну то есть мало ли, вдруг хозяину захочется куда поехать - а тут и транспорт наготове (на всех сторонах раньше было по транспорту, сейчас осталось только два).
Наверх ведет приличная деревянная лестница, и в этом вижу я гораздо более правильный реставраторский подход, нежели в крутых и узких ступеньках голого камня, как в Та Кео.
На верхней площадке принято встречать закат солнца, и именно этому факту посвящен пункт правил, который меня удивил, насчет "больше трехсот не собираться". Наверное, собирались толпы поклонников тьмы, и возникала реальная угроза обрушения того, что построили с таким трудом.
Правила поведения в буддистском священном месте Пном Бакенг, вывешены у входа. Рядом стенд с пояснениями, как именно ведется реставрация, и на каком этапе находятся работы.
Конечно - построили. Метод реставрации, применяемый в этом комплексе, основывается на "постройке заново". Это в общем-то не удивляет, особенно после того, как увидишь сверху, как именно выглядит храмовая башня до расчистки ее реставраторами. Сможете ли вы найти ее на фото?
(подсказка: заросший слегка пожелтевшей травой и листами холм в левой части кадра - это она). Собственно, смотреть не на что. Зато простора для фантазии хоть отбавляй.
Львы, украшающие ступенчатые спуски на все четыре стороны, имеют
увеличивающийся к низу формат, от "собачек" ростом чуть выше колена на
самом верху, до крупных зверрюг в полтора роста человека - в самом низу
лестниц.
Сверху львы кажутся почти одинаковыми.
А при взгляде снизу благодаря в том числе и размерам львов пирамида резко возносится чуть не до неба.
И по всей территории разбросаны каменные блоки, похожие на кусочки трехмерного паззла. Из них и собирают башни и лестницы, предварительно пронумеровав и обфотографировав каждый.
Итоговый результат иногда выглядит смешно (как когда панели "дверей" накладываются на совсем другие блоки), но чаще впечатляюще. Только здесь до меня дошло в полной мере, глядя на сравнительный результат "до работ" и "после работ", какие громадные на самом деле нужны усилия чтобы стали даже просто видны все эти храмы, рельефы, статуи и формы, и замыслы авторов.
Паззл.
Часть камня слетела со стен.
Кирпичные и каменные башни в одной постройке.
Восстановление идет полным ходом.
Один из углов закрыт для посещения, там вовсю трудится техника, натащенная "слоновьей тропой".
Наблюдать Ангкор Ват с вершины пирамиды Бакенга нынче нет никакой возможности - горизонт стремительно зарос деревьями.
Восстановление башни, задача - не дать прорваться вездесущим растениям.
Частично восстановленный участок террасы.
Вид с пирамиды на окрестности.
По всем склонам разбросаны "шлакоблоки", кусочки паззлов с башен и стен. Нет, не кажется мне, что эти здания были банально "брошены", оставлены целехонькими, как пытается объяснить история. Следы огня и чего-то похожего на взрывы наверняка получили свое объяснение у историков, а кажется - тут поработала артиллерия и зажигательные снаряды. И после них, разумеется, только и остается, что бросить место, ставшее непригодным для жизни. А то и опасным.
ЗЫ. Насчет того, кто бы это мог быть, есть несколько версий: от "конкурирующих богов" с их тяжелой техникой и "слонами" на гусеницах, и до колонизаторских посягательств французов в этих местах в XIX веке. В общем и целом, впечатления "ужас до чего древнего" сооружение не производит. Зато производит впечатление храмов объединенной религии индуизма и буддизма, подобно тому как София - храм той религии, которая впоследствии разделилась на христианство и ислам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий