суббота, 28 мая 2011 г.

мозаики под ногами

Музей мозаик удалось найти с трудом, много раз пройдя по базару Араста, расположенному в зданиях кавалерийских конюшен позади Голубой мечети. Дорогие пыльных оттенков ковры, выход из музея, живопись, одежка, опять выход из музея, посуда - и вот наконец и он, вход, в закутке между двумя лавками.
Внутри - галерея, выстроенная над полом, расположенным на глубине метров двух под землей. На полу - собственно мозаики. И поликарбонатная зеленовато-голубая крыша над головой. Было бы светло, если бы день выдался солнечный. А так - как получилось.
Листочки и птички. Почему-то кажется, что ягоды тоже когда-то были - из стеклянных капель янтарного и алого цвета.
Дерева с лимонами и апельсинами, финиками и прочими виноградами встречаются в изобилии на этом полу, к сожалению, главным образом во фрагментах.
Божество растительности (из какого-то другого, судя по стилю, помещения).
Мальчик с целеустремленным и сосредоточенным видом пасет гусей.
 Двое цветущего вида молодых людей приготовились забить тигра, на лице которого явственно написан ужас.
Основная тема всех сюжетов - еда и сопровождающие ее действия (может, столовая была?): почти все персонажи что-то едят.
Начиная с козлика, который задумчиво глядит на кустик травы.
И двух лошадей над одним и тем же кустом. 
Тут же плотоядный олень  жует змею.
Змеям вообще не повезло - их находят подходящей едой почти все.
Для птичек, например. Хищных, конечно. Кроме того, сами олени на другом конце залы тоже пищей служат за милую душу.
Кажется, медведем. И еще леопардами (ниже).
Химера, закусывающая ящеркой - апофеоз гастрономической темы на полу "дворца".
                Страшно жить на белом свете -
                В нем отсутствует уют.
                Ветер воет на рассвете,
                Волки зайчика жуют (ц)
"Волки" имеют формат такс, если с зайчиком сравнивать.
И за всем этим объедаловом добродушно наблюдает человек в прикиде философа.
***
Работа мастера мозаик походит на работу вышивальщицы или ткачихи ковров, или керамиста. Масштаб иной и материал - а принципы почти те же. Использование имеющегося материала; непрерывная смена масштаба "в голове" от максимума до минимума, от мельчайшей детали и техники - к впечатлению от всего миллиона кусочков, гармонично уложенного раз и навсегда в картину.
Фон у всех мозаик, если вычесть фигуры, выложен одинаковым рисунком, как булыжные мостовые - веерами. Вероятно, фон и фигуры выкладывали разные по квалификации мастера и подмастерья мозаичного цеха.
Нет, не производят они впечатления античных в общем смысле слова. Такая работа со светотенью, перспективой и объемами - это позднее Возрождение, никак не раньше. И цеховой заказ, вне всякого сомнения - всем хватило работы: и кто листики на деревьях и полоски бордюров только учился делать одинаковыми, и настоящим художникам. Кстати, скрепляющие кусочки мозаики раствор или там клей, видимо, были индивидуальным секретом мастера - сохранились лучше всего как раз "профессиональные" работы.
Окрестности музея с дорогими особняками-гостиницами для европейцев и лавочками слегка эту тему поддерживают.

Комментариев нет:

Отправить комментарий