суббота, 19 апреля 2014 г.

Национальный музей Ангкора

Мимо него вы непременно проедете по дороге к храмам, и обязательно заметите. 
Большущее красивое белое здание в "традиционном" стиле, но еще и с колоннами и портиками, снаружи кажется гораздо больше, чем внутри. Хотя конечно, внутри мы были только как посетители - не исключено что оно, как и все подобные сооружения, имеет две структуры, и вторая - для настоящих обитателей - гораздо обширнее и приспособленнее для жизни, чем "парадная".

Большущий холл с круговым пандусом, смахивает на часть гаража, покрытого мрамором и гранитом. В центре торчит бюст одинокого демона.

На суровом (то есть асуровом, конечно) лице застыла печаль.
Из текста явствует, что нашли его в Преа Хан, как и большинство прочих здешних статуй.
Внутри музей хранит уйму сокровищ, начиная от "зала тысячи ликов Будды", и заканчивая хорошо сохранившимися фрагментами надвратных рельефов с сюжетами и растительностью. Сначала удивляешься - зачем тащить в залы все, от колонн до голов асуров, с "местности", а в храмах заменять все на бетонные (или пластиковые) копии. А потом послушаешь истории, рассказываемые на экранах (в залах десяток-другой мест для презентаций, где можно выбрать язык и спокойно посмотреть кино минут на 10-15), о том, как в приграничном районе Вихеа тайские солдаты совершили дерзкий рейд на территорию народной Кампучии и попытались похитить из храма Преа Вихеа целую гору плохо лежащих обломков, и им это даже почти удалось - и понимаешь, что если не утащить и не запереть все более-менее ценное - то через пять лет нечего будет показывать.Тем более норовят утащить, что плохо лежит, не только тайцы, но и остальные, и наверняка больше всего - свои. 

 Бассейн с открытым потолком, а вдоль галереи входы в залы.
Вид с пандуса на вход и кассу, и еще какие-то ящики и коробки, приготовленные к отправке.
 Верхний световой фонарь, прямо над головой одинокого асура.
 План второго этажа.
Вход в зал тысячи ликов Будды. В самих залах служители неревниво следят за тем, чтобы посетители не снимали, но даже если кто-то и снимает, относятся к этому спокойно большей частью - по крайней мере, нескольких человек за съемками видела даже я, относясь к ним без внимания.

Общее впечатление от заключенных в музее статуй - это филиал Египетского музея, настолько в некоторых деталях встреченные там фигуры походят на те, что принято называть статуями какой-нибудь "династии среднего царства". Отличия - в чертах лиц, в количестве рук (в этой части мира предпочитали четырехруких созданий). А вот изящные складки одеяний, чеканность деталей и гладкая, прямо-таки полированная поверхность статуй - общая. Причем эта полированная поверхность - какое-то изменение структуры материала, или "штукатурка" , в которой и сделаны самые тонкие складочки и рельеф. В некоторых местах эта "штукатурка" толщиной в палец отлетела, открывая нижний слой камня, серый по сравению с розоватой полированной поверхностью, и крупнозернистый. 
 Рельеф из зала, очень контрастно освещенный и изобилующий деталями.
Видимо, тонкая обработка поверхности - то, что вдыхает жизнь в куски камня - была уделом либо особо выдающихся мастеров, либо плодом высоких технологий. След их виден в изящной резьбе по камню, тончайшей и более всего похожей на вырезание по очень пластичному материалу, типа стеком по пластилину. Еще один след: статуя девушки в музее, загадочно улыбаясь, держит в руке ваджру, известный буддистский символ. Но кончики ее не сжаты в бутоны, а раскрыты как огненные факелы, или газовые горелки, или что-то еще, под воздействием чего камни становятся податливыми, как пластилин, и гладкими, как водяное зеркало.
Асуры и суры с моста в Преа Хан. Вообще в музее тьма предметов именно с этого раскопанного участка. Не исключено, это оттого, что его начали раскапывать только после того, как Ангкор объявили всемирным наследием и памятником ЮНЕСКО, и тырить что-то в частные коллекции и везти во Францию стало труднее. 
Уши длинные и у тех и у других. Но вот дырки в щеке и позади уха статуй страшно интригуют - зачем они?
Здесь - оригиналы, а копии их сейчас украшают сами мосты. Суры - с квадратными лицами, прямыми носами, полузакрытыми глазами, высокими аккуратными прическами. Асуры - круглолицы, взлохмачены, и с выкаченными глазами. Глядя на местных жителей, примерно понятно, что часть из них происходит от "дэвов", а часть от "асуров", судя по чертам лиц и волосам.
Ноги и торсы тех и других, как и "змеючку" (перила и стойки перил моста), лепили с одной формы, что не вызывает удивления, учитывая, в каком количестве все они требовались империи. На концах моста - семиголовые кобры-наги, и по одному делегату от сурской и асурской стороны, имеющему аж восемь лиц - два яруса на четыре стороны.
Кроме того, именно в музее стало окончательно ясно, каким образом исследователи определяют по заросшим развалинам, кто их построил и когда, в честь чего и по какому поводу. Оказывается, при  многих храмах ("атрибутированных") обязательно находился зарытый в землю или другим способом хорошенько скрытый обелиск, на всех четырех сторонах которого содержался текст типа "Я, Сурьяварман 28-й, в год 895-й повелел построить этот храм (...здесь название...) в честь моей обожаемой матушки, царицы Тамары/ моей победы над турками/ рождения моего наследника Тутти..." Так и выясняли. Названия же храмов переводятся просто: храм-гора, храм в лесу, храм у озера, храм на острове,..

О форме многочисленных "лингамов" возникли у меня глюки примерно такие:
"- Слышь, начальник, а вот эта штука чего означает?
- Да откуда... (не, так нельзя - чего я за начальник и жрец, на что гожусь, раз уж не допер спросить такую простую вещь у богов?) она означает очень важную вещь... (ну говорили они что-то про коннекторы, втулки, шпильки и шайбы, и много других непонятных слов поминали, как это черни объяснить? особенно когда сам ни черта не понимаешь) это- обозначает их, его, Шивы то есть, божественную силу, вот эти четыре угла обозначают вселенную, а вот эти шесть - э-э-э... дважды величие Тримурти, то есть Брахмы, Шивы и Вишну!.. Вот. А нахлобучка - эээ... сила. И власть. Понятно тебе?
- Как ты мудр, начальник! Можно я запишу все что ты сказал? Не, не запишу - высеку в камне!
- Наф... для чего?
- Как же - ведь все, упоминающее богов, их занятия и слова - достойно быть высеченным в камне, подобно тому, как делали они сами. Если бы они не ушли от нас, наверняка были бы довольны!" И далее в том же духе. 
И ведь высекали.
Образцы коммерческого искусства из "выставочного зала", которые я засняла до того, как увидала табличку с перечеркнутым фотоаппаратом. Танцы небесных апсар и бытовые сценки.
Конечно же, при музее есть и магазин изрядных размеров, хотя ничего оттуда на нас не посмотрело.

Комментариев нет:

Отправить комментарий