суббота, 4 июня 2011 г.

По следам академика Фоменко. часть 2. Храм Соломона

Он производит впечатление. Даже на людей, видавших горы стекла и бетона, взметенные на высоту сотен метров. Огромен, как империя.
Вид модели с западного фасада в парке миниатюр.
И подперт со всех сторон колоссальными массами кирпича и раствора. Как империя.
И то, что при отсутствии навыка или специальной подготовки кажется хаотическим нагромождением огромных масс - является метафорой обретения западным миром искусства жить, как искусства строить.
Соломон - мудрейший царь всех времен, и удивительно ли, что главным его творением, записанным в книге книг, явился храм Премудрости Божией? По-моему, так даже прямо естественно.
Детали при ближайшем рассмотрении потрясают не меньше.
Во второй этаж идет не лестница, но каменный пандус, заворачивающий многократно вокруг "лифтовой шахты". Для народных масс, шествий больших толп и провоза паланкинов подходит гораздо более, нежели лестницы.
 Вид на дворцовую стену.
Выглянув в окно, очередной раз убеждаемся - здешние гигантские своды и величественные арки сделаны без единого замка (замкового камня), как и в прочих местах, отмеченных старовизантийским имперским стилем постройки.
И каждый, кто высекал мрамор, точил узоры в капителях, штукатурил густым раствором низкие своды над головой, таскал глиняные кирпичи, выдувал стекла для окон и мозаик, или рубил рамы для переплетов и опалубок - каждый с полным правом мог сказать о себе: "Я строю Храм. Я строю Империю".
"Весь храм он покрыл золотом, весь храм до конца" (ц)
Лики, хоть и виденные сотни раз, ошеломляют совершенством исполнения и передачи оттенков эмоций. Напоминаю себе, это - не краски и кисти, это - стекло, алхимия и магия огня и души. И обернувшись к другой стене - тем удивительнее  дисгармония лиц "царей земных" рядом с божественной гармонией Матери Божией.
Неужели "первая реставрация" мозаик имела целью показать, как упал уровень мастерства художников от времен строителей храма до тех, кто его "готовил к использованию" в восемнадцатом веке? Фото скверное, но и на нем видны перепад уровней плоскости оригинала и позднейшей доделки, блеклые цвета, примитивные линии и тотальное отсутствие всякого представления о светотени и моделировании объема. Или "реставраторы" брали образцом что-то другое, и эта работа вполне соответствует тому, что они имели перед глазами? Мозаики-то, по господствующему мнению, были закрыты штукатуркой полностью дважды: первый раз - когда султаны спустя полтора столетия после того, как захватили Царьград и сделали храм мечетью, "вдруг осознали", что тут кругом христианские образа, и второй - после этой рамой работы "реставраторов", уже в позднее новое время.
Ну и до кучи смешное.
Невеликих размеров выгородка в одном из закутков нижнего этажа, закрытая решетками и стеклом. Рядом надпись "Библиотека султанов таких-то". Внутри - ничего, кроме пола, потолка и стен с окнами... В библиотеку приносили книжки с собою почитать?

Комментариев нет:

Отправить комментарий