понедельник, 23 августа 2010 г.

"страна of worst ("препаршивейших") дорог"

Выражение, данное в заголовке, неоднократно встречалось нам при первоначальном изучении маршрута, и позже, уже в самой Камбодже. Подозревали мы, что сказавшие сие никогда не бывали в России, так оно и оказалось. Готовились к худшему, чему-то в духе "нет дорог, есть направления". Увиденное приятно удивило.
Шоссе из Пойпета в Сиемрип - по одной полосе в каждом направлении, но гладкое и ровное, как стекло.
Дороги в самой Камбодже - не без выбоин, но куда тем выбоинам до местных. И то сказать - там только вода размывает асфальт, без участия еженощных перепадов температуры через ноль и полугода под снегом. Узкие, конечно, тропинки, особенно на въезде в Пномпень. Для большого города одна полоса - почти ничего, вот и стоят в длинных пробках волы в упряжках вместе с космической формы грузовиками и большущими автобусами (фото нет, ибо дело было во мраке послезаката - истинный ад кругом).
Основные дороги, те самые, ровные, как рассказывают местные жители, построены совсем недавно.
Раньше вместо асфальтовых всюду были ярко-рыжие, цвета кирпича, грунтовки, пересекающиеся там и тут бесчисленными речками и ручейками, необходимыми для земледелия. Сейчас все дороги первым делом  "прошивают" на глубине около двух-трех метров колодцами для отвода воды,
 главная часть в дорожном строительстве в каждой деревне Камбоджи
всю страну подстилают дренами, по образцу Ангкора.

Придорожные пруды, в которых пасутся буйволы, заросли тиной и лотосами, но они при этом вовсе не декоративные, а необходимый элемент жизни в краю. Иначе нельзя, все затопит и смоет, и вместо мирных рисоводческих прудов будет катастрофа с искусственными дамбами, в которые превратились бы все новые сооружения, не будь в них колодцев и дрен.
Мы не видели наводнений,
но высокие постройки об их опасности весьма выразительно говорят.
Как и первые несколько ступеней лестницы при входе в дом: при достижении определенного уровня благосостояния обитатели выполняют их из бетона, чтоб не менять слишком часто разрушенные водой первые ступени.
Красная глина, зеленые пальмы плантации - типичный сельский пейзаж. Старый мост через глинистый ручей, оставшийся рядом с новым, тоже попадается частенько.
Новые дороги пересекают речки иным способом, а старые мосты удивительно похожи кладкой на стены храмов - не одни ли и те же люди их строили, не из того же ли бетона или камня?
На дорогах попадаются и знаки и даже гаишники (хотя, надо признать, нечасто).
Знаки отличаются разнообразиеми и в общем и целом похожи на наши: камбоджийские власти использовали советскую систему ПДД и дорожных знаков как образец для своей. Конечно, коров и оленей в примерах "дикой природы" заменили крокодилы и слоны,

а извилистость дорог куда красивее, 
но распознать замысел авторов удается почти всегда, чего нельзя сказать, например, о китайских знаках с текстами даже на проезжей части.
Движение в городах хорошо описывает фраза "Первым перекресток проезжает тот, кому в данный момент нужнее". К светофорам отношения дорожное движение обычно не имеет.
Скандалов такое правило не вызывает, и аварий тоже. Во всяком случае, на территории Камбоджи аварий нам увидать не довелось. Вероятно, потому, что в городе все ездят, как правило, довольно медленно (не более 20-30 км) и непрерывно отслеживают обстановку глазами. зеркалами, ушами и даже, кажется, кисточками на ушах. И совершенно не нервничают, как-то спокойно у местных жителей получается ездить и относиться к происходящему вокруг. (Представила сотни три наших соотечественников за рулем в аналогичной дорожной ситуации: первыми повяли уши, а потом захотелось раствориться в воздухе насовсем). 

Комментариев нет:

Отправить комментарий